Freemium игры

Freemium игры — как повысить шансы на успех

По оценкам мобильного аналитика Distimo, содержащемся в отчете за 2013 год, доля freemium-игр в суммарной выручке в App Store составляет  90%, а в Google Play 98%. Изначально freemium-модель предполагалось использовать для продажи внутриигровых артефактов – оружие, экипировка персонажей, однако уже в 2012 году опыт показал, что эффективнее всего можно продавать время. Снятие временных лимитов, ускорение прогресса в игре – востребованная функция, за которую игроки платят с наибольшей готовностью. К играм, использующим данную стратегию, относятся и лидеры рынка – «Candy Crush Saga» и «Clash of Clans».

Freemium игры
Freemium игры

По словам Сергея Могучева, основателя компании Anix LLC (разработка мобильных приложений и игр), стратегия монетизации приложения требует постоянного анализа и внесения доработок. Степень гибкости разработчиков игры и их готовность получать обратную связь от игроков, чтобы улучшать продукт определяет дальнейшее будущее игры и доход, который она будет приносить. Разработка успешной стратегии монетизации до релиза игры практически неосуществима.

Успешная монетизация является результатом практики, идеального решения для всех не существует, — утверждает Леонид Боголюбов, основатель сообщества мобильных разработчиков AppTractor, — чтобы анализировать загрузки и прибыль с приложения, можно пользоваться App Annie Analytics. Помимо этого необходимо следить за трендами в магазинах приложений с помощью Store Stars.

Почему выигрывает freemium-модель?

Именно freemium ближе всего к законам классической экономики. Происходит саморегуляция, при которой пользователи сами в индивидуальном порядке решают, в каком объеме оплачивать игровой контент. А право бесплатной установки приносит изначально широкую аудиторию. Для того, чтобы просто посмотреть, нравится игра или нет, «примерить» ее, не требуется платить, и это оказалось очень привлекательным нюансом.

Суммарный объем платежей от одного пользователя является сбалансированным относительно его финансовых возможностей и желания играть, а за счет большого количества пользователей по всему миру объем платежей от всех пользователей может приносить разработчикам немалые доходы, по сути, никого не вынуждая тратить много.

Даже те пользователи, которые в принципе не готовы платить за игры, а пользуются только бесплатными возможностями, часто приносят пользу – пишут хорошие отзывы, делают обзоры и рекомендуют игру друзьям, становясь на время добровольными рекламными агентами игры.

Три главные ошибки в стратегии freemium

По статистике freemium-игры живут менее 12 месяцев. При этом 75% скачавших игру открывают ее однократно. Через месяц остается всего 2-3% игроков от общего числа скачавших. Какие ошибки укорачивают жизненный цикл игры и приводят к потере аудитории?

  1. Стратегия монетизации не обладает гибкостью: если разработчики заложили жесткую статическую модель монетизации, которая оказывается малоэффективной, и не могут ее усовершенствовать в обозримые сроки, то игра зачастую терпит поражение, то есть не окупается.
  2. Для получения обратной связи не используется ничего кроме App Store: чем больше действенных каналов связи будет налажено с пользователями, тем проще разработчика будет буквально «услышать каждого», чтобы затем подстраиваться под желания и требования потребителей, что в итоге приведет к росту прибылей, а также принесет опыт для будущих разработок.
  3. Отсутствуют долгосрочные планы и бюджет на них: когда весь бюджет игры исчерпан на этапе релиза, даже при наличии серьезных вложений в продвижение, дальнейшее развитие игры становится затруднительным, т.к. прибыль от пользователей не всегда приходит моментально. В некоторых случаях разработчикам требовалось до полугода, чтобы довести игру до того состояния, в котором она начинает действительно нравиться и приносить доход.

Сергей Могучев, основатель Anix LLC (Аникс) (разработка мобильных приложений и игр), придерживается мнения, что freemium-модель подходит только для компаний, способных инвестировать в разработку. Небольшие инди-студии или отдельные разработчики всегда рискуют, выпуская на рынок freemium-игру. Для них гораздо более правильным решением на начальном этапе является доход с рекламы, пусть не большой, но гарантированный.

Джаред Барол, разработчик Unilead Network призывает задумываться об использовании различных видов монетизации в пределах одной игры. По его словам, отлично работают акции и скидки для внутриигровых покупок, например «товар дня» и подобные. Не стоит забывать и о различных видах рекламы, используя ее дозированно и не однотипно, чтобы избежать раздражения у пользователей.

После головокружительного успеха «Candy Crush Saga» стали появляться другие крупные проекты, использующие freemium. Не всем из них удалось приблизиться к такому же уровню доходности, поскольку были допущены ошибки в управлении монетизацией. Показательный пример — «Plants vs. Zombies», которую создали Electronic Arts. Приложение не смогло войти в топ-10, а через 6 недель покинуло топ-40 в App Store в США. При учете узнаваемости бренда EA и уровня качества их продукции, можно с уверенностью заявить об ошибках в плане монетизации. В игре содержится множество уровней и нет ограничений по времени.

Стоит ли превращать premium во freemium в процессе разработки?

Эксперты и разработчики в один голос утверждают, что fermium-стратегия должна быть принята до начала разработки, на этапе проектирования. Если в дальнейшем происходит смена концепции, это обычно приводит к печальным результатам для продукта в целом. Внутриигровые покупки должны быть гармонично вписаны в игровой процесс таким образом, чтобы наибольшая потребность в них возникала именно в тот момент, когда их предлагается совершить.

Поэтому спонтанный переход от платного приложения к freemium, особенно на поздних этапах разработки, обычно терпит неудачу. Не стоит забывать о существовании paymium – платное приложение, содержащее внутриигровые покупки или платные обновления, а также о модели free trial, которая может гораздо проще заменить premium при необходимости.

На freemium-играх самый большой доход, но этот доход распределен между несколькими гигантами рынка, которые могут позволить себе вести тщательную аналитику для постоянного совершенствования схем и нюансов монетизации. Не стоит пытаться повторить их опыт, если не имеется достаточных ресурсов для этого. Есть более стабильные стратегии, которые защищены от риска, хотя при этом имеют «потолок» по уровню доходности. На них тоже следует обратить внимание, особенно при наработке первого опыта в разработке игр, рекомендует Павел Кузьмин, директор компании Anix LLC.

Как повысить шансы на успех?

Опытные разработчики в сфере мобильных игр рекомендуют избегать распространенных ошибок и следовать простым рекомендациям:

— продумывать стратегию монетизации до начала создания игры;

— закладывать гибкость, возможность последующих изменений;

— используя freemium, делать ставку на тайм-менеджмент игрока, а не на артефакты;

— не забывать о существовании других стратегий: premium, free trial и paymium, а также заработке на рекламе;

— и самое главное, создавать действительно качественный продукт, который будет нравиться пользователям.

Freemium игры: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *